Портал «ProfiCinema», 25 февраля 2010 г. Интервью Алены Сычевой

Портал «ProfiCinema», 25 февраля 2010 г. Интервью Алены Сычевой

ВАДИМ ГОРЯИНОВ:

«МЫ ВОСПРИИМЧИВЫ К ОБЩИМ ВОПРОСАМ, НО НЕ ХОТИМ БЕЖАТЬ В ТОЛПЕ»

Ушедший кризисный год не стал для кинокомпании «Красная стрела» провальным: команда Валерия Тодоровского выпустила новаторский фильм Ивана Вырыпаева «Кислород», задорную молодежную картину «Пикап» и утвердила успех мюзикла «Стиляги», собрав убедительную коллекцию призов за рубежом и на родине. Ближайший проект, представляемый на рынок «Красной стрелой» — молодежная мелодрама «Детям до 16…», проходившая под названием «Квартет». Пока внимание к режиссеру картины Андрею Кавуну привлечено в связи с громким выходом на экраны драмы «Кандагар», наш корреспондент беседует с продюсером «Красной стрелы» Вадимом Горяиновым, работавшим с Кавуном над совсем другой картиной: лиричной историей взросления вчерашних школьников под грифом «Детям до 16…».

Корреспондент:

Фильмы «Пикап» и «Детям до 16» (под рабочим названием «Квартет») разрабатывались параллельно, но в итоге были сделаны последовательно?

В.Горяинов:

Да, оба проекта разрабатывали параллельно, и мы даже хотели, чтобы фильмы не только снимались одновременно, но и герои разных историй пересеклись между собой; чтобы главные герои одного фильма оказались в эпизоде или в массовке другой картины. Ведь оба фильма про молодежь, про людей, живущих в одно время и в одном городе, но у одних бывает как в «Пикапе», а у других, как в «Детям до 16». Обе картины про любовь, но при этом – очень разные. К сожалению, пришлось снимать картины в разное время, и идея пересечь героев не осуществилась.

Корреспондент:


Чем фильмы принципиально отличаются друг от друга, о какой любви повествует одна и другая картины?

В.Горяинов:

Когда я сравниваю сценарии «Пикап» и «Квартет», и перехожу от частностей к общему, то получается, что они вроде бы не отличаются. Все истории про любовь одинаковые: мужчина любит женщину. В конечном итоге настоящая любовь показана в обеих картинах, но, если говорить грубо, в «Пикапе» — сначала секс, а потом любовь, а в «Дети до 16…» — все время любовь, а внутри нее – секс. И различаются истории только частностями. Из этих частностей и рождается уникальная история. Фильм «Пикап» более легкомысленный. А «Детям до 16» – это история человека, который переживает взросление, и из мальчика становится мужчиной. Конечно, говорить о фильме «Дети до 16» тяжело, потому что мы его еще не доделали. Ведь фильм часто получается не таким, каким задумывался изначально и каким казался на разных этапах производства, в том числе – в сценарии. У Олега Маловичко все истории жизненные и необычные. И в каждой истории есть своя особенность.

Корреспондент:

Когда фильм выйдет в прокат, начали ли Вы работу над рекламной компанией?

В.Горяинов:

Фильм выйдет в прокат осенью 2010 года, премьера назначена на 16 сентября. Мы только начали разрабатывать рекламную компанию: прокатом будет заниматься компания «Наше кино».

Корреспондент:

По каким причинам Вы предложили проект режиссеру Андрею Кавуну?

В.Горяинов:

Андрей Кавун – очень хороший режиссер. И ему история, заложенная в сценарии «Детям до 16» оказалась близка. Впрочем, она близка любому мужчине старше 30 лет, который оценивает свою жизнь и вспоминает молодость. А то, что происходит в фильме, было в том или ином виде, практически у любого мужчины. Мне кажется, А. Кавуна сценарий зацепил с той же самой стороны, что и меня: ему захотелось вспомнить свою молодость. И у него так было, и он тоже был молод и влюблен, и ему хочется туда вернуться, но как рассказчику, как режиссеру фильма, препарировать состояния, ощущения и посмотреть на себя же на расстоянии. Потом мы выясняли, случаются ли сейчас, у современной молодежи такие истории. Оказалось, что редко, но бывают. И мы хотели, чтобы фильм снимал не совсем молодой режиссер, который сейчас живет в этой истории, а человек, который давно это все пережил, и прошло уже какое-то время.
Кроме того, хотелось поработать с достаточно опытным режиссером. И работая с Андреем Кавуном, мы знали, что получим тот фильм, который хотим. Конечно, он – режиссер своего фильма, и сделает его таким, каким видит, но мы одинаково смотрели на тот сценарий, который был изначально. Конечно, всегда возникают трения, конфликт разных точек зрения на ряд моментов, — это неизбежно, но работа с Кавуном была комфортной, спокойной и, как мне кажется, взаимоудовлетворяющей.

Корреспондент:

Разве Андрею Кавуну, судя по «Охоте на пиранью», не ближе динамичные истории, экшн?

В.Горяинов:

А вспомните сериал «Курсанты», ведь там нет почти ничего динамичного, это хорошая лиричная история.

Корреспондент:


Обычно Вы даете режиссеру свободу или контролируете проект жесткой продюсерской рукой?

В.Горяинов:

Это зависит от режиссера, и от проекта. Обычно продюсер с режиссером договариваются на берегу. Когда есть сценарий, мы обсуждаем, как это все будет выглядеть, какие будут актеры, как фильм будет снят, какова его основная идея, какой будет бюджет, потому что от него многое зависит, в том числе, как в итоге фильм будет выглядеть. А дальше порядочный режиссер обычно выполняет обязательства, которые на себя берет. Хотя большинство режиссеров все-таки нормальные, порядочные люди, есть такие, кто договариваются с тобой об одном, а потом все равно делают так, как они хотят. Можно в середине фильма поменять режиссера, бывает и так, но это очень тяжелая история.
На проекте «Дети до 16» взаимоотношения с режиссером были очень комфортные. Конечно, в данной ситуации фильм получился больше режиссерский, чем продюсерский, но я им доволен; и в итоге мне нравится то, что сделал Кавун.

Корреспондент:

Как Вы искали название для фильма и почему заменили рабочее название «Квартет»?

В.Горяинов:

«Квартет» – явно неподходящее название для фильма. Это слово ассоциируется с оркестром, с музыкой и совершенно не передает истинное содержание фильма. И с самого начала было понятно, что этот заголовок имеет рабочий характер. Мы обсуждали разные варианты, и «Детям до 16» я считаю удачным, заманивающим и интригующим. Подобрать название к фильму – каждый раз интересная и сложная задача и всегда проблема. Из наших фильмов мне лично очень нравятся заголовки «Качели», «Реальный папа», «ССД» и «Детям до 16».

Корреспондент:

Вам не кажется, что название получилось немного ретроспективным, напоминающим времена запретов для подростков и передачи «До 16 и старше»?

В.Горяинов:

Думаю, название не несет налета ретро. Данный вопрос обговаривался, но потом мы посмотрели, что и сейчас существуют разные возрастные ограничения.

Корреспондент:

Могли бы Вы сформулировать, какой по ощущению будет картина «Детям до 16»?

В.Горяинов:

Мне кажется, что картина будет очень эротичная. Я бы даже сказал – сексуальная. Есть ощущение, что сценарий – о настоящей любви, и Андрею Кавуну удалось это передать: волнующие чувства, дрожь в коленках, — всё, что есть в 17-18 лет, когда у тебя возникает первое чувство. А для людей моего возраста эта история – возможность заново пережить то, что происходило с тобой в юности. Фильм «Детям до 16» получился очень красивым и современным, музыкальным.

Корреспондент:

Музыкальность – принципиальная особенность фильма «Детям до 16»?

В.Горяинов:

Да, когда мы смотрели фильм в почти окончательном монтаже, то у всех возникло однозначное мнение, что фильм получится, если будет подобрана хорошая, подходящая музыка. Как ни странно, музыка стала на данном этапе главным составляющим. Если она будет хорошей – фильм выстрелит, а если неудачной, то это будет провал. Так бывает нечасто. Обычно в картине самое главное – это не музыка, а другие элементы: история, диалоги, картинка, хотя музыка, конечно, существенно помогает. А «Дети до 16» получился настолько музыкальным фильмом по сути, что он нее зависит успех.

Корреспондент:

Что Вы считаете успехом для картины: только ли финансовую состоятельность в прокате?

В.Горяинов:

Смотря, о каком фильме идет речь. Если я делаю фильм «Реальный папа», то для меня главный показатель – это касса. Но если это «Качели» или «Детям до 16», то главное – нечто совсем другое. Успехом в данной ситуации я считаю некое эмоциональное воздействие на зрителя. Если фильм вызывает эмоции, даже не важно какие, значит, фильм успешен. А если в душе возникает пустота – это провал. И если бы у нас не получилось подобрать хорошую музыку, то эмоционально фильм очень слабо задевал. Мы потратили много сил и времени, чтобы ее найти, хотя основная нагрузка легла на режиссера, и надо отдать ему должное, в итоге Андрей музыку и нашел. Она, действительно, хороша, но я бы не хотел раскрывать все секреты, пусть автор, исполнитель, стиль и прочее пока останутся секретом.

Корреспондент:

Какие проекты находятся в разработке в компании «Красная стрела», какие фильмы нам ожидать?

В.Горяинов:

«Красная стрела» за пять лет своего существования сформировала достаточно большой пакет сценариев. У нас есть несколько проектов по книгам Алексея Иванова, задумки по «Географ глобус пропил», «Общага-на-крови». Есть замечательный исторический приключенческий фильм «Битва», есть молодежная комедия с рабочим названием «Жених и невеста». Какой именно проект мы будем делать в ближайшее время, зависит от общей ситуации в индустрии, как она будет развиваться, ну и от того, какие репертуарные планы будут выстраиваться на ближайшие годы. Если все кинутся делать молодежные комедии, то надо немножко остановиться и сделать что-то другое. Так вышло с фильмом «Стиляги». Все бежали в сторону комедий. И я считаю, Валере пришла гениальная идея сделать мюзикл, — то, о чем никто даже не думал. «Стиляги» не укладывались в понятия прокатчиков о том, чего хочет зритель. Поэтому, возможно, он так и выстрелил и получился интересным для зрителя. Мы восприимчивы к общим процессам, но мы не хотим бежать в толпе. Марк Твен говорил: «Всякий раз, когда оказываешься на стороне большинства – задумайся». Так что мы стараемся задумываться.